Анализ финансово-хозяйственной деятельности - основа принятия управленческих решений
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего - к частному. Но он должен применятся многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится временная и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых результатов и на поток денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, заменой оборудования или технологии, должна пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности.
Основными функциями финансового анализа являются:
· Объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;
· Выявление факторов причин и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
· Подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
· Выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.
Рассматривая основные направления современного управленческого анализа, необходимо отметить, что в отличие от западных ученых, которые четко делят анализ на финансовый и управленческий, в нашей экономической литературе у большинства авторов такого четкого деления нет, а система управленческого анализа включает в себя кроме внутрихозяйственного производственного анализа и внутрихозяйственный финансовый анализ.
Внутрихозяйственный финансовый анализ проводится по тем же направлениям, что и финансовый анализ по данным публичной отчетности, но с привлечением внутренней информации. Рассмотрим основное содержание производственного анализа. Объектами исследования его являются:
• организационно - технический уровень и другие условия производства;
• использование производственных ресурсов;
• объем продукции;
• себестоимость продукции;
• комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
• система маркетинга;
• взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли.
Центральным элементом системы управления экономикой в рыночных условиях является качество выработки и принятия управленческих решений по обеспечению рентабельности и финансовой устойчивости хозяйственной деятельности предприятия. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что качественно выполнить эту работу можно с помощью финансового анализа как метода оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия.
При помощи анализа финансового состояния хозяйствующих субъектов достигаются:
объективная оценка финансовой устойчивости;
своевременное определение возможного банкротства;
эффективность использования финансовых ресурсов.
Финансовое состояние является комплексным понятием, экономическое содержание которого вытекает из наличия и потока финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, что находит отражение в бухгалтерском балансе.
Показатели финансового состояния отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Положение предприятия в сфере финансов в значительной степени определяет его конкурентоспособность и потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой мере гарантированы экономические, в частности финансовые, интересы предприятия и его партнеров. Финансовое состояние предприятий формируется в процессе их взаимоотношений с поставщиками, покупателями, налоговыми органами, банками и другими партнерами. От возможности его улучшения зависят их экономические перспективы.
Финансовая стабильность предприятия становится вопросом его выживания, т. к. банкротство предприятия в условиях рынка является вероятным результатом хозяйственной деятельности наряду с другими возможностями. В связи с этим существенно возрастают роль и значение анализа финансового состояния как для самого предприятия, так и для его разнообразных партнеров. Важно находить причины резких изменений, чтобы сохранялась возможность спрогнозировать дальнейшее развитие событий и своевременно предотвратить или ослабить неблагоприятные тенденции.