Принципы и основные направления современной финансовой политики
Однако, подобная множественность правового обеспечения и существующих форм расчетов с бюджетом, на наш взгляд, вряд ли может быть признана позитивной чертой действующей системы налогово-бюджетного регулирования. Перед страной, в частности, долгие годы остро стояла проблема преодоления бюджетного дефицита, которая вынуждала государственную власть искать пути сокращения задолженностей по обязательным платежам в бюджет со стороны бюджетов субъектов федерации и юридических лиц. Теперь же, когда проблема бюджетного дефицита в Российской Федерации уже не является столь непреодолимой, органы государственной власти и, прежде всего, законодательной, охотно идут на реструктуризацию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом либо на полное погашение простроченных долговых обязательств. Поведение органов власти в этом случае, во-первых, противоречит экономическим интересам самого государства, а во-вторых, признает несовершенство действующей системы налогообложения и предоставления кредитных средств, которые не в состоянии обеспечить нормальное, безубыточное функционирование хозяйствующих субъектов.
Подтверждением высказанным предположениям о том, что российская схема управления финансами, во-первых, не принимает во внимание интересы населения, а во-вторых, служит не материальному производству, а, скорее, самим кредитно-финансовым учреждениям, т.е. ростовщическому капиталу, может служить инициатива Центрального банка РФ, озвученная первым зампредом Банка России А.Козловым в рамках ХIII съезда Ассоциации российских банков летом 2008 года. По словам А.Козлова, Банк России считает, что в стране должен быть введен запрет на досрочное изъятие вкладов населения из банков, причем соответствующие изменения в правовом регулировании этого вопроса должны коснуться не только нового законодательства, но и изменения норм Гражданского кодекса РФ. То обстоятельство, что основным видом вкладов населения являются вклады до востребования, демонстрирует, как считает А.Козлов, нестабильность банковского сектора.
Еще одна проблема, которая связана с благосостоянием населения и перспективами использования его денежных накоплений, - слабость потребительского сектора. При этом имеется в виду не столько неконкурентоспособность применяемых технологий и производимой продукции, сколько практическое отсутствие потребительского сектора как такового. Слабость потребления в структуре экономики приводит к тому, что большая часть увеличения доходов населения направляется на увеличение импорта. Иллюстрацией к этим процессам служит зависимость между импортом и доходами населения, выраженными в валюте.
Как следствие, связь между ростом доходов населения и ростом промышленного производства проявляется достаточно слабо. Хотя разграничить влияние на экономику внешних факторов от действия внутренних источников и механизмов развития нелегко, попробуем сделать это с помощью рисунка 3.1.:
Рис. 3.1.
Из приведенного рисунка следует, что рост объемов производства совпадал с ростом реальных доходов населения только в 1997, и 2006-2007 годах. При этом в 1997 и 2006 цены российского экспорта достигали наивысших значений, да и сегодня они сохраняют в основном свои позиции. В 2007 наметилась определенная динамика к снижению темпов роста как промышленного производства, так и реальных доходов. Так что очередной раз можно констатировать, что движение экономики в координатах «реальные доходы» - «объемы производства» определяется главным образом влиянием внешних факторов, тогда как «вес» внутренних факторов очень мал.
Отсутствие внутреннего контура развития из-за слабости потребительского сектора в структуре экономики плюс сырьевой характер экспорта ставит реальные доходы населения и потребление в значительную зависимость от импорта. Это означает, что они существенно подвержены внешним шокам, связанным с динамикой цен на сырье и выплатами по внешнему долгу. С другой стороны, именно реальные доходы - ключевой показатель, резкие изменения которого могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям.