Практика государственного финансового контроля
В рамках оперативного контроля за исполнением федерального бюджета проведена проверка соблюдения сроков составления, утверждения и доведения показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, соответствия сводной бюджетной росписи расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
При этом в рамках текущего финансового контроля было установленно, что сохраняет актуальность проблема повышения качества планирова-ния расходов федерального бюджета. Результаты контроля и анализа обоснованности внесения изменений в сводную бюджетную роспись показывают, что в отчетном году, несмотря на сокращение по сравнению с 2008 годом количества изменений в 3,7 раза, общая сумма внесенных изменений увеличилась на 5,6% и достигла 7,2 трлн. рублей. При этом сумма положительных изменений по отношению к кассовым расходам составила 42,3%, что обусловлено реализацией антикризисных мер.
Расходы федерального бюджета в 2009 годуисполнялись неритмично, что негативным образом сказывалось на качестве управления государственными финансами и не способствовало эффективному использованию средств федерального бюджета. Наибольший объем расходов федерального бюджета приходился на ноябрь и декабрь, наименьший - на январь и май, что представленно на рисунке 7.
Рисунок 7. Помесячное исполнение расходов федерального бюджета (в процентах к их среднемесячному исполнению в январе-декабре 2009 года)
Остатки на счетах по учету средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2010 года составили 4,9 трлн. рублей и уменьшились по сравнению с началом года на 2,0 трлн. рублей, или на 29,6%. Без учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния указанные остатки составили 0,8 трлн. рублей и увеличились на 0,1 трлн. рублей, или на 13,2%.
Анализ исполнения основных характеристик и текстовых статей Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» показал, что со дня утверждения (24 ноября 2008 года) в него 7 раз вносились изменения.
Анализ основных макроэкономических показателей свидетельствует о значительных отклонениях фактических данных от прогнозных параметров в условиях финансово-экономического кризиса. При этом отмечалось отмечалось, что Правительством Российской Федерации учтены замечания Счетной палаты о необходимости дополнения Бюджетного кодекса Российской Федерации нормами, ежегодно включавшимися в федеральные законы о федеральном бюджете, отражения в федеральном законе о федеральном бюджете объемов средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, используемых для финансирования дефицита федерального бюджета, и т.д.
В рамках последующего финансового контроля в соответствии со статьей 2649 Бюджетного кодекса Российской Федерации Коллегией Счетной палаты рассмотрены и утверждены заключения Счетной палаты по 114 главным администраторам средств федерального бюджета по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2008 год. По результатам проверок скорректирована отчетность об исполнении федерального бюджета за 2008 год, выявлены нарушения в Минфине России по приносящей доход деятельности.
В Заключении отмечено соответствие данных проверок Счетной палаты отчету об исполнении федерального бюджета за 2008 год, что представлено на следующей диаграмме.
Диаграмма 1. Соответствие данных проверок Счетной палаты отчету об исполнении федерального бюджета за 2008 год
Главными администраторами средств федерального бюджета не приняты достаточные меры по обеспечению поступления по отдельным видам доходов федерального бюджета в прогнозируемых объемах, а также по повышению эффективности налогового администрирования. В 2008 году не в полном объеме исполнены предусмотренные уточненным прогнозом показатели объемов поступлений по ряду налоговых и неналоговых доходов и использованы не все имевшиеся резервы дополнительных поступлений в федеральный бюджет.