Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность - это относительный показатель, определяющий доходность бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.азатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности ). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления предприятием.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для кредиторов и инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
Рентабельность имеет большое значение для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координации, оценке и мониторинге деятельности предприятия и его результатов.
Условно все показатели рентабельности, рассчитываемые в финансовом анализе, можно подразделить на группы:
показатели рентабельности хозяйственной деятельности;
- показатели рентабельности затрат и рентабельности продаж;
показатели финансовой рентабельности.
1. Рентабельность затрат (Rз) характеризуется отношением прибыли от продаж продукции (Пр) к полной себестоимости проданной продукции (Сп):
(29)
. Рентабельность продаж (Rп) измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей.
В зависимости от показателя прибыли рассчитывают рентабельность продаж:
как отношение прибыли от продаж (Пр) к выручке от продаж:
(30)
как отношение налогооблагаемой прибыли (Пн) к выручке от продаж:
(31)
как отношение чистой прибыли (Пч) к выручке от продаж:
(32)
. Коэффициенты рентабельности капитала исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей. При расчете коэффициентов используется налогооблагаемая прибыль (Пн), чистая прибыль (Пч).
В зависимости от вида капитала различают показатели рентабельности:
имущества (Rи) - отношение налогооблагаемой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия ():
(33)
коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости имущества независимо от источников привлечения средств;
собственного капитала (Rск) - отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала:
(34)
Коэффициент играет важную роль при оценке уровня котировки акций акционерных компаний на бирже.
Провести анализ рентабельности для ЗАО «Салют» невозможно, так как предприятие работает с убытком.