Анализ финансовых результатов
За период с 1 января по 31 марта 2005 г. произошли изменения в структуре прибыли ЗАО «Салют». Так удельный вес себестоимости в выручке от продажи составил 74,038 % против 56,318% в предыдущем периоде. Доля коммерческих и управленческих расходов увеличились на 3,807% и 30,443% соответственно. В итоге это привело к увеличению убытка от продаж на 51,971%.
Также следует отметить рост прочих операционных доходов с 13,781% до 30,282% и произошел рост прочих операционных расходов с 0,784% до 0,809%. В итоге к концу рассматриваемого периода убыток до налогообложения увеличился на 43,297%.
Отложенные налоговые обязательства выросли на 14,649% и текущий налог на прибыль увеличился с 0,535% до 24,048%. В итоге чистый убыток составил 37,3% против 2,925% в предыдущем периоде.
Таким образом наблюдается отрицательная динамика изменения структуры прибыли и необходимо приложить много усилий, чтобы выйти из минуса.
Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.
Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:
изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;
изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе следующих данных (табл.18).
Таблица 18. Факторный анализ прибыли от продаж продукции
Показатель |
Отчетный период, тыс. р. |
Предыдущий период, тыс. р. |
Изменение, +,- | |
тыс. р. |
% | |||
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
5069 |
8033 |
-2964 |
63,102 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
3753 |
4524 |
-771 |
82,958 |
3. Управленческие расходы |
3883 |
3708 |
175 |
104,720 |
4. Коммерческие расходы |
665 |
748 |
-83 |
88,904 |
5. Прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
-3232 |
-947 |
-2285 |
-341,288 |