Предложение по совершенствованию организационной структуры предприятия
В ходе анализа организационной структуры предприятия установлено, что ОАО «Кинотеатр «АВРОРА» не располагает специально выделенной структурой управления дебиторской задолженностью. Внутренний документ, определяющий кредитную политику предприятия, не разработан. Функции управления и контроля над дебиторской задолженностью возложены на управление бухгалтерского учета и отчётности.
С целью повышения эффективности управления дебиторской задолженностью, считаем необходимым на данном предприятии создания небольшого подразделения по управлению дебиторской задолженностью, состоящего из следующих специалистов: юриста и финансового аналитика.
Предлагаемая организационная структура ОАО «Кинотеатр «АВРОРА» представлена на рисунке 3.2.
В процессе совершенствования кредитной политики предприятия, необходимо строго распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. Нередко за продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения, имеющие противоречивые задачи. К примеру, менеджер по продажам (коммерческий отдел) мотивирован продать как можно больше, а менеджер по работе с дебиторами (финансовая служба) - получить денежные средства и минимизировать уровень задолженности. Это приводит к недовольству со стороны клиентов и конфликту подразделений.
Оправданна схема распределения ответственности, при которой коммерческая служба отвечает за продажи и поступления, финансовая служба берет на себя информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение (оформление кредитного договора, работа по взиманию задолженности через суд).
Рис. 3.2. Предлагаемая организационная структура управления ОАО «Кинотеатр «АВРОРА»
Необходимо не только распределить ответственность между подразделениями, но и описать действия всех занятых в управлении дебиторской задолженностью сотрудников.
Предлагаемая структура регламента управления дебиторской задолженностью по ответственности сотрудников ОАО «Кинотеатр «АВРОРА» представлена в таблице 3.6.
Таблица 3.6 Регламент управления задолженностью в ОАО «Кинотеатр «АВРОРА»
Этап управления дебиторской задолженностью |
Процедура |
Ответственное лицо (подразделение) |
Критический срок оплаты не наступил |
Заключение договора |
Старший кассир |
Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности |
Отдел работы с дебиторами | |
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а при необходимости - сверка сумм | ||
Просрочка до 7 дней |
При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей |
Бухгалтерия |
Прекращение поставок (до оплаты) |
Заместитель директора | |
Направление предупредительного письма о начислении штрафа |
Отдел работы с дебиторами | |
Просрочка от 7 до 30 дней |
Начисление штрафа |
Бухгалтерия |
Предарбитражное предупреждение |
Юридический отдел | |
Ежедневные звонки с напоминанием |
Отдел работы с дебиторами | |
Переговоры с ответственными лицами | ||
Просрочка от 30 до 60 дней |
Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию |
Отдел работы с дебиторами |
Официальная претензия (заказным письмом) |
Юридический отдел | |
Просрочка более 60 дней |
Подача иска в арбитражный суд |
Юридический отдел |