Общие положения работы налоговых органов по борьбе с уклонениями от уплаты налогов
Планирование работы налоговых органов является первым этапом предварительной работы по проведению налоговых проверок, в рамках которых стоит решение нескольких задач, наиболее важными из которых выступают: выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также предупреждение налоговых правонарушений.
Основной целью планирования является осуществление отбора налогоплательщиков для их включения в план проведения выездных налоговых проверок. Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массового уклонения от уплаты налогов, характерных для современной России. В целях совершенствования системы планирования выездных налоговых проверок, а также повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков ФНС России Приказом от 30 мая 2007 г. № ММ-З-06/333 утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок.
Основная идея Концепции - придать процессу планирования выездных налоговых проверок открытый характер. Как отмечают разработчики данного документа, «ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов». Отныне планирование проверок будет представлять собой «открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным».
Согласно Концепции планирование представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщика по 11 критериям риска. Общедоступными критериями оценки рисков налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, являются:
) налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
) опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
) выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
) неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
) отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
) построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
) непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
) неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);
) значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности, для данной сферы деятельности по данным статистики.
Таким образом, при оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.