Правовые проблемы бюджетного процесса в Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации, являясь составной частью финансовой системы страны, затронута процессами реформирования и обновления, которые охватили практически все сферы финансовой жизни: налогообложение, страхование, кредитование и др.
Принципиальные требования Бюджетного кодекса Российской Федерации о казначейском исполнении бюджета, единстве кассы на практике не реализованы до сих пор, ограничения на создание внебюджетных фондов не соблюдаются. Напротив, существующие в силу потребностей практики отношения, в первую очередь при исполнении бюджета, не урегулированы в Бюджетном кодексе надлежащим образом, что вызывает к жизни огромное количество подзаконных актов Министерства финансов Российской Федерации, обесценивая идею кодификации.
Бюджетный процесс представляет собой систему последовательных действий, урегулированных особыми нормами, входящими в основной институт финансового права - бюджетное право.
Бюджетное право понимается как совокупность двух групп правовых норм. Первая группа норм устанавливает материальное содержание бюджета, вторая - порядок функционирования бюджетной системы, т.е. бюджетный процесс. Нормы, регулирующие бюджетный процесс, соответствуют критериям процессуальных норм. Они определяют состав участников бюджетно-процессуальной деятельности на разных уровнях бюджетной системы (статьи 151, 152, 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации), устанавливают права и обязанности участников бюджетного процесса (статьи 153-163, 165-168 Бюджетного кодекса Российской Федерации), указывают, какие действия и в какой последовательности необходимо совершить участникам процессуальной деятельности для достижения поставленной цели (главы 20-25 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Так же целью процессуальных норм в бюджетном праве является определение порядка принятия решений.
Правовое регулирование бюджетного процесса должно соответствовать как общим принципам бюджетного права, так и специальным принципам бюджетного процесса. Особое значение необходимо уделить принципу прозрачности бюджетного процесса. Это предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, доступной пониманию информации о деятельности органов государственной власти в бюджетно-налоговой сфере. Своевременное доведение до сведения общественности бюджетной документации, представленной в доступной форме, помогает понять намерения государства с одной стороны, а с другой - проконтролировать действия исполнительной власти по расходованию денежных средств. Прозрачность в сфере бюджетного процесса позволяет, заинтересованным лицам и организациям определить какие шаги предприняло правительство для исполнения предусмотренных бюджетом программ, и сравнить запланированные финансовые операции с фактическими. Поскольку прозрачность в бюджетной сфере требует подотчетности, она усиливает демократическое содержание политики и укрепляет доверие граждан к своему правительству.
В международной финансово-правовой практике данному принципу отводится одна из ведущих ролей в сфере правового регулирования бюджетного процесса, но в бюджетном законодательстве Российской Федерации не получил до настоящего времени адекватного закрепления.
Обязанности в области подготовки бюджета определяются тем, какие полномочия закреплены за законодательными и исполнительными органами.
Российская Федерация придерживается распределения бюджетных полномочий между законодательной и исполнительной властями на стадии составления бюджета: наделение органов исполнительной власти значительными бюджетными полномочиям. Органы исполнительной власти наделяются исключительными полномочиями по составлению проекта бюджета. Данное положение закреплено статьей 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации.