Понятие и структура федеральной целевой программы
Достигнуты определенные позитивные изменения в привлечении дополнительных средств к реализации ФЦП: в 2001 г. на 1 руб. из федерального бюджета приходилось 2,6 руб. из региональных бюджетов и частных источников, в 2002 г. - уже почти 3,8 руб.
В то же время госзаказчиками на этапе планирования задаются явно нереальные показатели софинансирования (вероятно, в целях облегчения принятия программ).
Так в 2002 г. предполагалось для софинансирования ФЦП привлечь на 1 руб. из федерального бюджета 1,5 руб. из региональных бюджетов (по факту - 1 руб.) и 6,5 руб. из внебюджетных источников (по факту - 2,8 руб.). Сами фактические данные о привлечении финансовых ресурсов к реализации ФЦП не представляются достаточно надежными.
Пока не решены проблемы исполнения и "мягкости" обязательств по софинансированию целевых программ. Особенно важно обеспечить исполнение обязательств по софинансированию ФЦП со стороны органов власти субъектов РФ.
На протяжении последних трех лет постоянно отмечается низкая доля государственных инвестиций в общем объеме бюджетных расходов по реализации ФЦП (при гипертрофированно большой доле расходов на прочие нужды).
В 2001 году произошло заметное увеличение доли государственных инвестиций (до 26%), но в последующие годы этот показатель снизился до уровня 22%.
Увеличение доли инвестиционной составляющей в финансировании ФЦП - это не только организационная проблема. "Получателями" государственных инвестиций в соответствии с Бюджетным кодексом могут быть либо государственные унитарные предприятия, либо акционерные общества (в обмен на пакет акций).
Таким образом, при существующих законодательных нормах увеличение объема государственных инвестиций фактически приводит к укреплению (или расширению) государственного сектора в экономике.
В 2002 г. государственные инвестиции в рамках ФЦП определяли не более 35% объема инвестиций в основной капитал на средних и крупных предприятиях за счет средств федерального бюджета.
Наиболее привлекательным для частного бизнеса является софинансирование инвестиций в рамках ФЦП, таким образом мультипликативный эффект от целевых программ наиболее значим в части инвестиционных расходов.
На правительственном уровне было определено, что посредством ФЦП должны решаться исключительно крупные общефедеральные проблемы, носящие межведомственный характер.
Однако в 2002 г. больше половины программ (28 из 47) носили скорее ведомственный характер и реализовывались с участием одного государственного заказчика. С другой стороны, в 2002 г. осуществлялось 13 программ, по каждой из которых число госзаказчиков было более пяти. Это предъявляет особые требования к координации усилий госзаказчиков, эффективности межведомственных согласований при реализации таких программ. Стремление министерств и ведомств стать госзаказчиками по ФЦП стало всеохватывающим. Так, в 2002 г. из примерно 40 федеральных министерств и ведомств в качестве госзаказчиков выступали 36.
Необходимо обеспечить жесткий барьер на пути включения в целевые программы той проблематики, которая может и должна решаться министерствами и ведомствами без использования программных инструментов.