Пути улучшения инвестиционного климата СФО
Анализ современных тенденций развития туризма в СФО, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на все усилия региональных предприятий туристской отрасли, они не способны в полной мере работать в новых рыночных условиях. Это связано с целым рядом причин: отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие знаний и опыта работы в области обслуживания зарубежных и отечественных туристов, незнание собственных рекреационных ресурсов и многое другое. Единственно возможным путем решения данных проблем является разработка региональной программы развития туризма, которая должна стать научной и практической основой развития туризма в регионе и должна формироваться с учетом уникальных особенностей региона.
Основным проблемами, возникающими на пути разработчиков региональной программы развития туризма, являются:
. Отсутствие системного подхода в развитии регионального туризма.
. В настоящее время информация о различных компонентах туристского потенциала региона рассредоточена в десятках организаций разной ведомственной принадлежности.
. Ведомственные планы освоения территорий, как правило, разрабатываются без учета планировочных ограничений, возникающих в результате деятельности соседних ведомств (в том числе работающих в рамках ограниченного доступа к информации - военные ведомства, геологи и т.д.).
. Отсутствие квалифицированных специалистов в области управления туристским бизнесом.
Данные проблемы обуславливают необходимость проведения ряда мероприятий, на основании результатов которых в дальнейшем можно будет разрабатывать региональную программу развития туризма, реализовывать конкретные проекты и вести работы по созданию на территории региона целостного туристского комплекса:
. Проведение предпроектных исследований и разработок.
. Проектные работы планировочного характера, включающие градостроительное, экономическое, социальное и экологическое планирование.
. Проектные работы по основным "узлам" структуры туристского комплекса.
. Проектные работы по конкретным уже существующим объектам туризма.
На основе изучения объективных и субъективных факторов, влияющих на развитие региональной туристской индустрии можно сделать вывод о том, что единственным механизмом, позволяющем разрабатывать и реализовывать региональные программы развития туризма является создание общественного регионального туристского объединения в форме ассоциации.
Ассоциация - это общественное объединение, добровольное, самоуправляемое и некоммерческое формирование, которое объединяет органы управления, предприятия и организации, предпринимателей для решения общей цели - экономического развития региона путем организации единого регионального туристского комплекса и развитии туристской индустрии.
В данном случае речь идет не об ассоциации туристских предприятий, а об объединении фактически всех предприятий и учреждений региона:
. Государственные органы управления и контролирующие органы (Администрации территориальных образований, центр стандартизации, сертификации, метрологии; лесхоз и т.д.).
. Предприятия, чья деятельность относится к индустрии туризма (гостиницы, предприятия питания, турагенства и туроператоры, предприятия зрелищно-развлекательной сферы, связь, финансовые, информационные услуги, транспорт).
. Градообразующие и бюджетообразующие предприятия, определяющие жизненный уклад города или региона.
. Все предприниматели и граждане, которые желают заниматься данной проблематикой и имеют свои предложения по развитию туризма в регионе.
В связи с этим речь в данном случае будет идти не только об исключительно экономических характеристиках деятельности союза, а об организационной культуре, характеризующей уклад российского региона.
Цели развития региона посредством развития туризма должны основываться не на развитии конкуренции между предприятиями, а на объединении их общих усилий, с целью формирования туристского региона как целостной конкурентоспособной единицы посредством объединения туристских ресурсов в единую систему.
Основной целью реализации программы является создание в сибирских регионах современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, основанного на чётком позиционировании Сибири, как перспективного туристского мирового центра, обладающего уникальными туристскими ресурсами.
Основные задачи реализации программы:
координация туристских администраций регионов в формировании единой государственной политики в сфере развития туризма в Сибири;
создание единого сибирского информационного туристского поля, интегрированного во всероссийское и мировое информационное пространство;
привлечение внебюджетных инвестиций, в том числе иностранных, для реконструкции и строительства новых туристских объектов;
разработка стратегии по включению сибирских регионов в сквозные международные туристские маршруты;
Реализация программы включает: