Основные направления совершенствования механизма страховых взносов
Две из трех сторон социального партнерства в сфере труда (работники и работодатели) фактически не участвуют в управлении системой обязательного социального страхования, установлении тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования, размеров страховых пособий и выплат, чему способствует и законодательно не урегулированный статус государственных внебюджетных (социальных) фондов.
В финансовой сфере обязательного социального страхования не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством, чем обусловлена ее несбалансированность и, как следствие, периодические концептуальные изменения в системе обязательного социального страхования (уже третьи с момента начала реализации пенсионной реформы в 2002 году). [21]
В качестве первого шага может быть введена уплата работниками взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1%, как это происходило до 2002 года. Это необходимо в т.ч. для повышения заинтересованности работников в формировании будущих пенсий и контроля за перечислением взносов работодателем.
Итак, выделим основные предложения:
с участием предпринимательского сообщества подготовить предложения о распространении на налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, льготных размеров страховых взносов на переходный период 2011-2014 годов (по аналогии с плательщиками ЕСХН);
предусмотреть меры экономического стимулирования, направленные на сохранение и развитие корпоративных пенсионных систем;
предусмотреть меры против обесценивания пенсионных накоплений в связи с инфляцией, в т.ч.:
а) меры, направленные на повышение доходности от инвестирования средств пенсионных накоплений;
б) ввести систему государственного страхования обязательных пенсионных накоплений граждан и взносов, добровольно вносимых гражданами на накопительную часть пенсии и софинансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния (по аналогии с государственным страхованием банковских вкладов);
в) ввести систему объединенных гарантийных фондов для накоплений граждан по добровольному негосударственному пенсионному обеспечению (корпоративные пенсии, добровольные пенсионные взносы и т.п.);
рассмотреть возможность отнесения к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль расходов на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ, и др.