Правовые основы деятельности сельхозпроизводителей
Основным нормативным актом, который регулирует деятельность сельхозпроизводителей является Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Федеральные законы, регламентирующие более узкие вопросы взаимоотношений в сфере агропромышленного производства, как правило, содержат больше положений, имеющих юридическую силу. Среди таких законов необходимо выделить Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве", Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве", Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне" и некоторые другие.
Так, Закон РФ "О зерне", как сказано в его преамбуле, направлен на полное удовлетворение потребностей РФ в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства, что до сих пор вызывает самые неоднозначные оценки как с позиций сторонников рыночных преобразований, так и со стороны их политических оппонентов. Этот нормативно-правовой акт содержит ряд декларативных положений. Так, государство должно было компенсировать производителям зерна:
не менее одной трети затрат, произведенных на тонну зерна, и не менее половины затрат на тонну экологически чистого зерна;
% затрат на покупку зерноуборочных комбайнов;
от 30 до 50% затрат на строительство и реконструкцию материальной базы для сушки, обработки и хранения зерна.
Федеральным законом "О семеноводстве" устанавливается правовая основа деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового и семенного контроля. В соответствии с данным законом устанавливаются категории семян в зависимости от этапа воспроизводства, вопросы организации семеноводства и меры его государственной поддержки, оборотоспособность партий семян.
В рамках данного направления законами субъектов РФ могут регламентироваться отдельные направления государственной поддержки АПК как по видам деятельности, так и по категориям сельских товаропроизводителей. В качестве примера можно привести Закон Волгоградской области от 4 ноября 2003 г. N 880-ОД "О государственной поддержке лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе, рыболовстве и природоохранной сфере Волгоградской области" и Закон Республики Башкортостан от 8 декабря 2006 г. N 389-з "О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Башкортостан".
Определенные меры в сфере развития сельского хозяйства могут принимать и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. При этом данные органы могут, как реализовывать делегированные им государственные полномочия, так и осуществлять поддержку сельских товаропроизводителей в ходе решения вопросов местного значения. Так, в Оренбургской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по следующим направлениям государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства: