Совершенствование процесса формирования и развития межбюджетных отношений в Республике Казахстан
Между тем, один из ключевых принципов фискальной децентрализации как обязательной составляющей общего курса на политическую децентрализацию требует, чтобы основным источником местного финансирования были именно местные налоги. Таким образом, соблюдалось бы условие оплаты услуг непосредственно теми, кто ими напрямую пользуется. Международный опыт показывает, что наиболее успешные модели регионального развития в качестве обязательного условия включают достаточно высокий уровень финансовой автономии местных властей, позволяющий им самостоятельно планировать свои стратегии развития, сразу согласовывая их с необходимым уровнем бюджетных средств на их реализацию. Это повышает реалистичность и качество реализуемых стратегий развития: «Собственные доходы местных бюджетов являются краеугольным камнем фискальной децентрализации, поскольку именно они обеспечивают взаимосвязь между налоговыми поступлениями и общественными благами, которая способствует повышению эффективности.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) разработала критерии оценки финансовой самостоятельности местных органов власти. Все налоговые доходы разделены на несколько групп в зависимости от того, какие права по их регулированию имеют муниципалитеты:
(а) - право устанавливать ставки налогов и налоговую базу;
(b) - право устанавливать только налоговые ставки;
(с) - право устанавливать только налоговую базу;
(d.1) - ставки расщепления налоговых доходов установлены на долговременной основе;
(d.2) - расщепление налогов может быть изменено только с согласия субфедеральных органов власти;
(d.3) - закрепленное в законодательстве расщепление налогов может быть в одностороннем порядке изменено центральным правительством;
(d. 4) - пропорции расщепления налоговых доходов определяются ежегодно центральным правительством в ходе разработки бюджета;
(е) - центральное правительство определяет налоговые ставки и налоговую базу субфедеральных налогов.
Для сравнения, ниже приводятся данные по странам Восточной Европы, Балтии и США (в ячейке «Тип налога» приводятся данные по доли доходов, поступающих в рамках соответствующих налоговых режимов из классификации ОЭРС) (таблица 6). [35]
Таблица 6. Структура налоговых доходов по критериям налоговой автономии, %
Страны |
Доля местных налогов в налоговых доходах |
Тип налога | |||||||
а |
b |
с |
d.1 |
d.2 |
d.3 |
d.4 |
е | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Чехия |
11,1 |
2,7% |
5,6% |
- |
- |
- |
91,7% |
- | |
Венгрия |
10,4 |
- |
49,2% |
- |
- |
- |
- |
50,8% | |
Польша |
8,3 |
- |
41,9% |
0,6% |
- |
- |
57,6% |
- |
- |
Эстония |
16,2 |
- |
9,2% |
- |
- |
- |
90,8% |
- | |
Латвия |
17,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100% | |
Литва |
22,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100% | |
США |
20,0 |
- |
95% |
- |
5% |
- |
- |
- | |
Россия (2009г.) |
12,8 |
- |
8,9% |
- |
6,9% |
- |
- |
84,2% |
- |
Россия (2010г.) |
8,7 |
- |
21% |
- |
79% |
- |
- |
- |
- |
Казахстан |
10% |
- |
5% |
- |
68% |
- |
да |
да | |
Примечание: составлено на основе: Программ стажировок LGI/OSI в области государственной политики для русскоязычных экспертов 2009-2010гг. |