Анализ состояния межбюджетных отношений в Казахстане на современном этапе
Дискуссионной является также действующая система бюджетных изъятий, которая зачастую имеет отрицательный эффект на стремление регионов значительно пополнять доходную часть своих бюджетов. (таблица 4)
Таблица 4. Динамика объемов бюджетных изъятий
(млн. тенге)
Наименование |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
01.01.2011г. |
Прирост в 2010г. к 2008г. (%) |
Бюджетные изъятия из местных бюджетов |
81 752 |
89 922 |
77 663 |
6 274 |
-5,00 |
Бюджетное изъятие из областного бюджета Атырауской области |
15 468 |
20 193 |
18 739 |
2 346 |
21,15 |
Бюджетное изъятие из областного бюджета Мангистауской области |
4 249 |
5 342 |
2 431 |
587 |
-42,79 |
Бюджетное изъятие из бюджета города Алматы |
52 401 |
55 811 |
55 000 |
3 341 |
4,96 |
Бюджетное изъятие из бюджета города Астаны |
9 634 |
8 576 |
1 493 |
- |
-84,50 |
Примечание: составлено на основе источника [26] Статистический бюллетень МФ РК за январь месяц 2011 года № 1 (145) |
Как видно из таблицы 4, наибольшая доля бюджетных изъятий в 2010 году приходится на город Алматы, их объем за анализируемый период вырос на 21,15% и составил 55 000 млн. тенге, тогда как в 2008 году данный показатель был равен 52 401 млн. тенге.
Вместе с тем, объемы бюджетных изъятий в 2010 году из местных бюджетов Мангистауской области и города Астаны сократились в среднем на 60%.
Прирост же объемов изъятий наблюдается их бюджета Атырауской области, в 2010 году он увеличился на 21,15%, что в денежном выражении составило 18 739 млн. тенге.
В целом общий объем бюджетных изъятий в 2006 году по плану составит 119,4 млрд. тенге, рост на 1,4 раза.
По-прежнему не подлежит изменению состав основных бюджетных доноров, что объясняется наличием и концентрацией в этих областях природных, людских и финансовых ресурсов.