wwwGreatFin
Большие финансы

Пути совершенствования финансовой политики Украины

Государственная финансовая политика направлена на выполнение целого комплекса задач. В первую очередь, это обеспечение экономического роста, который отображается в динамике показателей прироста ВВП. Впрочем, достижение высоких темпов ВВП правительство не рассматривает как конечную цель. Не менее важным есть рациональное использование достигнутых результатов. Увеличение доходов как следствие обеспечения высокого прироста ВВП, должны направляться на укрепление финансового потенциала отечественного бизнеса, повышение его конкурентоспособности и эффективности, обеспечение роста оплаты труда занятых. Причем такие результаты должны содействовать наращиванию доходов государственного и местных бюджетов, которые дадут возможность обеспечить социальные выплаты со стороны органов государственного управления в расширенных объемах. Абстрагируясь от показателей развития экономики, за основу предлагается взять данные, которые отражают реальный уровень жизни граждан. К ним относят продолжительность жизни, уровень рождаемости, соотношение минимальной заработной платы и потребительской корзины, стоимость покупки одного метра жилья и др. Улучшение перечисленных показателей - самая важная задача любой правительственной команды. Но достижение такого улучшения возможное лишь при условии обеспечения поступательного экономического роста на протяжении продолжительного периода. Оппоненты правительственной программы социального и экономического развития Украины нередко обращают внимание на активизацию бюджетной политики (в частности, увеличение расходов бюджета за счет расширения его финансирование) в 2009 году, утверждая, что ее следствием может стать прекращение сокращения государственного долга (что подается как достижения предыдущего правительства) и значительный его рост. По их расчетами не может привести к тому, что за увеличения государственного долга будет вынуждено рассчитываться не одно поколение [7,с. 309].

Такую оценку нельзя считать взвешенной. Ведь при этом не учитывается, что главная задача финансовой политики пролегает не в сокращении объемов государственного долга, а в достижении оптимального для нашей страны его уровня. Не следует забывать, что государственный долг является одним из действенных факторов государственной финансовой политики. Поэтому потенциал долгового финансирования нужно направить на создание необходимых условий для обеспечения ускоренного развития национальной экономики, что является важнейшим фактором повышения благосостояния граждан. Для этого нужно обеспечить проведение ее структурной перестройки, усиление инновационной составляющей, повышение конкурентоспособности украинского бизнеса. Целиком очевидно, что будущим поколением не нужны показатели бюджетного дефицита и государственного долга за прошлые годы, если при этом не будет существенным образом повышен уровень развития национальной экономики. Им нужна страна с развитым хозяйственным комплексом, уровень которого отвечает мировым стандартам. А старание проводить политику искусственного удержания низкого уровня государственного долга за использования устаревшей технической базы производства, неадекватной рыночным условиям инфраструктуры, низкой конкурентоспособности национального бизнеса след рассматривать как курс на консервацию экономического отставания Украины от развитых государств[6,с 512].

Становление финансовой системы Украины происходило одновременно со становлением ее государственности. Хотя еще преждевременно говорить, что этот сектор экономики приобрел завершенный образ, основные его элементы так или иначе сформировались и функционируют. Это системы государственных финансов, банковских, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительных и инвестиционных компаний. Среди экономистов преобладает мнение, что создание эффективной бюджетной системы является чуть ли не главной целью рыночной реформы в Украине. Она должна охватить проблемы собственно бюджетного процесса, структуры поступлений и расходов, бюджетного дефицита и способов его финансирования. Хотя за последние два года и имели место определенные позитивные сдвиги, бюджетный процесс все еще характеризуется непрозрачностью, значительным параллелизмом и отсутствием четкого разделения полномочий и обязанностей между законодательными и исполнительными органами. Эта проблема еще более заострилась из-за недавних событий на международном рынке капитала, которые негативно повлияли на украинский кредитно-валютный рынок, усложнив финансирование бюджетного дефицита. В условиях трансформационной экономики Украины основными направлениями финансовой политики, направленной на совершенствование финансовой системы Украины, являются:

. Совершенствование финансового законодательства и права;

. Преодоление таких форм финансового кризиса, как:

неуправляемая государственная задолженность страны ;

банкротство;

преодоление скрытого дефицита местных бюджетов, удельный вес которых уже при планировании этих бюджетов составляет 60-70%;

Перейти на страницу: 1 2 3