wwwGreatFin
Большие финансы

Тенденции развития финансовой политики

По состоянию на 31 декабря 2009 государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 301.512.736,92 тыс.грн. или 37.759.891,92 тыс.долл.США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг - 196.379.817,51 тыс.грн. (65,13% от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 24.593.590,18 тыс.долл.США; государственный и гарантированный государством внутренний долг - 105.132.919, 41 тыс.грн. (34,87%) или 13.166.301, 74 тыс.долл.США.

Статьей 11 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2009 год " установлен предельный размер государственного долга Украины в сумме 193.076.747,3 тыс.грн.Превышение фактического объема государственного долга над предельным составляет 18.547.444,1 тыс.грн. и вызвано как осуществлением государственных заимствований согласно статье 85 в сумме большей, чем предусмотрено приложением № 2 к Закону Украины "О Государственном бюджете Украины на 2009 год", так и ростом фактических курсов иностранных валют по сравнению с прогнозными, которые применялись при планировании государственного бюджета.

В течение 2009 года сумма государственного и гарантированного государством долга Украины увеличилась в гривневом эквиваленте на 112.102.350,10 тыс.грн. (59,18%) в основном за счет выпуска облигаций внутреннего государственного займа для увеличения уставных капиталов банков и НАК "Нафтогаз Украины" (на сумму 44 млрд.грн. или 39,3% рост объема долга) и для пополнения Стабилизационного фонда (на сумму 4,7 млрд. грн или 4,2%), получение второго транша займа Международного валютного фонда (на сумму 36,9 млрд.грн. или 32,9%), получение первого программного займа Всемирного банка на реабилитацию финансового сектора (на сумму 3,2 млрд.грн. или 2,9%) и рост курсов иностранных валют к гривне (на сумму 6,0 млрд.грн. или 5,3%).

При этом, государственный долг Украины увеличился на 80.934.542,04 тыс.грн. (61,93%, В том числе: государственный внешний долг увеличился на 34.531.012,86 тыс.грн. (40,14%) В основном за счет получения второго транша займа Международного валютного фонда (на сумму 36,9 млрд.грн.) и рост курсов иностранных валют к гривне (на сумму 3,0 млрд.грн.), державний внутренний долг увеличился на 46.403.529, 18 тыс.грн. (103,89%) в основном за счет выпуска облигаций внутреннего государственного займа для увеличения уставных капиталов банков и НАК "Нафтогаз Украины" (на сумму 44 млрд.грн.)

Гарантированный государством долг Украины увеличился на 31.167.808, 06 тыс.грн. (53,08%), Что связано как с изменениями курсов валют (на сумму 2,8 млрд.грн.), Так и с получением второго транша кредита Международного валютного фонда (на сумму 10,1 млрд.грн.) и выпуском облигаций НАК "Нафтогаз Украины "под государственные гарантии (на сумму 12,8 млрд.грн.) [13].

В целом можно отметить, что долговой кризис <http://financecrisis.ru/page/mirovoj-finansovyj-krizis-glazami-obyvatelja> в Украине обусловлен такими основными причинами:

¾ слабое законодательное и нормативное поле по вопросам регуляции бюджетных взаимоотношений, низкая финансовая дисциплина, неоптимальная организационная структура управления государственным долгом;

¾ несовершенство фискальной политики в части регуляции бюджетного дефицита и политики управления государственным долгом;

¾ почти полное отсутствие анализа использования привлеченных внешних источников средств.

Основной проблемой является отсутствие надлежащей законодательной регуляции бюджетных правоотношений и механизма ответственности за нарушение бюджетного законодательства, что вызывает целый ряд негативных социально-экономических последствий, а именно:

¾ постоянное недовыполнение на протяжении последних лет доходной части бюджета <http://financecrisis.ru/page/optimizacija-semejnogo-bjudzheta-v-uslovijah-krizisa> и связанное с этим недофинансирование или задержка в финансировании отдельных видов расходов;

¾ недостаточный уровень ответственности за нарушение бюджетного законодательства;

¾ неполное отображение в бюджете доходов, которые получают бюджетные учреждения, органы исполнительной власти от использования собственности и предоставления платных услуг, что приводит к неконтролированной использования государственных средств и имущества.

Перейти на страницу: 1 2