Составляющие элементы финансовой политики
В качестве основных элементов финансовой политики на уровне государства выступают налоговая политика, бюджетная политика, кредитно-денежная политика, инвестиционная политика, социальная политика, таможенная политика, ценовая политика и политика в области международных финансов, а также политика в области государственных расходов и фискальная политика.
Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
¾ комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
¾ пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
¾ введение единого реестра налогоплательщиков;
¾ ужесточение налогового администрирования;
¾ реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды [6,с.410].
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения. К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада относят:
¾ горизонтальное и вертикальное равенство;
¾ нейтральность налогов;
¾ удобство взимания налогов для правительства;
¾ минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога;
¾ трудность уклонения от уплаты налога.
Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.
Кроме того, мировой практикой доказано, что налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы имущества); превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов; косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.; высокие налоги приводят к утечке капитала; в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала [16].
Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
¾ введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
¾ принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли в бюджет;
¾ реализация программ экономии государственных расходов; централизация всех доходов и средств бюджета на счетах органов казначейства;
¾ проведение ревизии целевых программ с целью их оптимизации;
¾ обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
¾ проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств бюджета;
¾ реструктуризация государственного долга;
¾ инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
Бюджетная политика основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики [14,с.504].
Важнейшая задача денежно-кредитной политики - преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Денежно-кредитная политика - целенаправленные действия государства (центрального банка) по регулированию количества денег в обращении. При уменьшении денежной массы сокращается совокупный спрос, за счет этого уменьшается инфляция спроса, но одновременно снижаются инвестиции в реальный сектор экономики. А это уже приводит к снижению темпов роста производства. Наоборот, при увеличении денежной массы возрастает спрос практически на все виды товаров и услуг, что при их недостатке ведет к появлению и развитию инфляции спроса. Однако рост спроса обычно ведет к увеличению предложения за счет расширения производства. Для регулирования количества денег в обращении используются в основном три инструмента: ставка рефинансирования центрального банка (официальный учетный процент); нормы обязательных резервов банка; скупка-продажа государственных ценных бумаг центральным банком. Повышение ставки рефинансирования, норм обязательных резервов коммерческих банков и увеличение продажи государственных ценных бумаг имеет следствием сжатие денежной массы. При снижении ставки рефинансирования, норм обязательных резервов и при увеличении скупки государственных ценных бумаг происходит расширение денежной массы. Задачи денежно-кредитной политики: