Экономическая сущность, цели и задачи финансовой политики
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.
Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
Финансовая политика оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.
Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:
¾ валовой национальный продукт (ВНП) или национальный доход (НД) - главные источники финансовых ресурсов;
¾ объем инвестирования;
¾ темпы обновления основных фондов;
¾ рост производительности труда;
¾ жизненный уровень населения;
¾ дефицит государственного бюджета.
Для реализации финансовой политики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития [27,с.402].
Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта, национального дохода. Государство определяет налоги, принципы направления использования финансовых ресурсов. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль. Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.Можно изобразить эти связи:
. Использование финансов через познание возможностей этой категории.
. Правовое оформление финансовой политики.
. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.
. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.
В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:
. проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения;
. преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно - кредитной системы;
. комплекс мер по социальной защите населения.
В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются разумная приватизация государственного сектора; дальнейшее развитие антимонопольной политики; совершенствование действующей налоговой системы; развитие финансового рынка; ликвидация бюджетного дефицита; сокращение внутреннего и внешнего долга.
Для реализации финансовой политики необходимо снижение социальной напряженности; оздоровление государственных финансов; восстановление нормального функционирования банковской сферы; сбалансированность товарных и денежных потоков; разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого государства; искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции [26,с.517].