Процесс бюджетирования
бюджет операционный финансовый смета планирование
Процесс бюджетирования имеет порядок, в котором можно выделить определенные этапы.
I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность организации в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности организации, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строиться с учетом выбранного главного фактора.
II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам товаров.
III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовых товаров, который организация поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой.
Итак, для каждого вида товаров и для каждого периода (месяца, квартала):
Планируемый объем производства |
= |
Планируемый объем продаж |
+ |
Требуемые запасы на конец периода |
- |
Запасы на начало периода |
(3.1) |
Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).
На основе бюджета производства разрабатываются:
1) бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (человеко-часы) и стоимостном выражении;
2) бюджет расходования материалов (materials usage budget) - в количественном выражении.
Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.
После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом:
3) производственные - на основе данных об объеме производства;
4) коммерческие - на основе данных об объеме продаж.
Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.
Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность организации в краткосрочном финансировании.
IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает:
5) планируемый отчет о прибылях и убытках;
6) планируемый баланс;
) планируемый отчет о движении денежных средств.
Для построения планируемого отчета о прибылях и убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.
Таким образом, формирование бюджета - это процесс формирования финансовых показателей деятельности организации, оформленных в основные операционные и бюджетные документы, который условно можно разделить на две составные части: подготовка операционного бюджета и подготовка основных бюджетных документов.
Последовательность формирования основного генерального бюджета удобно представить в виде упрощенной схемы (Рис. 3.1).
Рис. 3.1.
Схема формирования основного бюджета
Данная схема описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.
Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для организации. Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния организации.
В зависимости от того, как корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets), фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets) и гибкие (Flexed budgets).
Современные компьютерные технологии позволяют значительно облегчить трудоемкий процесс бюджетирования и применять в расчетах и прогнозах комбинации экспертных, статистических методов и сценарный анализ по принципу: « что будет, если … ».