Рекомендации по применению бухгалтерских и налоговых учетных регистров, форм для ООО «Эксплуатация систем ЖКХ»
Регистр бухгалтерского учета - это таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования и служащие для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Учетные регистры ведутся в виде карточек, отдельных листов, ведомостей, журналов, книг, машинограмм.
При ведении учетных регистров следует аккуратно производить записи, а при исправлении обнаруженных ошибок неправильные суммы зачеркиваются тонкой чертой, так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. Обязательно следует делать оговорку об исправлениях.
Регистры подразделяются на хронологические и систематические. В первых записи о хозяйственных операциях делаются в хронологическом порядке по мере их совершения, а в систематических регистрах записи о хозяйственных операциях группируются по определенным признакам.
В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.
Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом: зачеркиваются неправильный текст или суммы и надписываются над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.
В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются.
Регистры налогового учета - это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст.314 Налогового кодекса РФ). На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах налогового учета, составляется расчет налоговой базы.
Каждая организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета, которые она будет применять, и утвердить их приказом об учетной политике для целей налогообложения. При этом каждый регистр должен содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование;
период (дату) составления;
измерители операции в натуральном и денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
В отличие от бухгалтерского учета, где все регламентировано, в налоговом учете нет жестких стандартов и правил. Налоговый кодекс РФ предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предполагает, что предприятие самостоятельно решит, как вести налоговый учет. Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские регистры можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать.
Рассматриваемое предприятие ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» использует в работе основные бухгалтерские регистры и формы, руководствуясь вышеперечисленными рекомендациями по их ведению. В связи с тем, что предприятие находится на упрощенной системе налогообложения, основным налоговым регистром является книга учета доходов и расходов (Приложение 23), кроме того, налоговыми регистрами являются регистры бухгалтерского учета по счетам налогового учета.
При автоматическом заполнении Книги учета ООО «Эксплуатация систем ЖКХ» соблюдает следующие правила.
. В Книге учета отражаются все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период в хронологической последовательности.
. Хозяйственные операции отражаются в Книге учета на основе первичных документов, иначе говоря, каждая запись должна подтверждаться первичными учетными документами.