Оценка роли финансового менеджмента предприятия в повышении конкурентоспособности
В связи с этим, необходимо отметить, конкурентоспособность не является иммонентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность - понятие относительное.
Опыт последних лет подсказывает, что далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая конкурентоспособной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество.
Вместе с тем конкурентная ситуация с каждым годом все более осложняется постепенным расширением границы рынка и вовлечением в него западных фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование этого опыта на российских предприятиях часто затруднено из-за отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке.
Достигнуть этого возможно при значительном повышении уровня организации деятельности компании. Важную роль в этом в рыночных условиях играет использование принципов финансового менеджмента и маркетинга, получивших широкое распространение в мировой практике.
Кроме того, следует подчеркнуть значимость государственного воздействия на рыночный механизм в процессе формирования конкурентоспособной экономики.
Налоговое законодательство, пошлины, тарифы и т.п. должны разрабатываться с учетом главной цели - будет ли данная мера содействовать укреплению конкурентоспособности казахстанских предприятий. Например, введение пошлин на покупку электронных компонентов привело к полной ликвидации всех планируемых проектов по созданию бытовой электроники в Казахстане и потере целой отрасли. С другой стороны, по опыту Китая, если вы планируете продать в Китай молоковоз, вы должны заплатить до 100% пошлины. Если первая мера снизила конкурентоспособность казахстанских предприятий, то введение мер, аналогичных китайским, может содействовать укреплению их конкурентоспособности. Введение налогов на рекламу не позволяет нашим предприятиям полноценно конкурировать с западными фирмами. Невозможность реализовывать активы и продукцию предприятия ниже себестоимости (налог на убытки) ставит предприятия в крайне невыгодное положение по отношению к своим конкурентам, снижает возможность ликвидации неликвидов и пополнения оборотного капитала. С другой стороны, высокие пошлины на импортируемое промышленное оборудование, которое необходимо для обеспечения конкурентоспособного качества нашей продукции, приводят к росту себестоимости товаров и, соответственно, потере конкурентоспособности.
Также очень важно, чтобы меры государственного регулирования стимулировали развитие производств, направленных на более глубокую переработку сырья. То есть меры государственного регулирования должны оказывать безусловное содействие развитию производств, целью которых является конечный потребитель. Не потребитель транзистора, а потребитель телевизора. Не потребитель кожи, а потребитель обуви. Такой подход, с одной стороны обеспечит развитие потребительского рынка и укрепление позиций казахстанских производителей на нем, с другой - будет стимулировать развитие производств, занятых в промежуточных технологических переделах.
Меры стимулирования глубокой переработки, будут содействовать созданию жизнеспособных промышленных групп, имеющих общие стратегические цели, каждое звено которых будет заинтересовано в эффективной работе другого. Это список можно продолжать, но главное, что принцип принятия тех или иных регулирующих мер, должен быть один: они должны быть направлены на усиление конкурентных позиций казахстанских предприятий.
Основными элементами конкурентоспособности предприятия являются:
качество продукции и услуг;
стратегия маркетинга и сбыта;
квалификация персонала;
технологический уровень производства;
финансовое состояние.
Соответственно, анализ конкурентоспособности предприятия следует проводить в разрезе отмеченных элементов, тем не менее, не абстрагируя их друг от друга, а с учетом наличия взаимозависимости и взаимодополняемости.
Оценка степени конкурентоспособности является сложной задачей. Здесь можно столкнуться с проблемами двух видов:
выбор базовых предприятий для сравнения,
выбор критериев сравнения.
Обосновано следует сравнивать идентичные хозяйствующие субъекты, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, функционируют в одном территориальном регионе, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение будет некорректным.