Цель и задачи финансового анализа
Финансовый анализ отражает процесс изучения финансового состояния и ключевых результатов деятельности предприятия с целью выявления и мобилизации резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения устойчивого экономического роста.
В современных условиях объективно возрастает значение финансового анализа в оценке производственной и коммерческой деятельности предприятий, и прежде всего в формировании и использовании их капитала, доходов и денежных фондов, в управлении денежными потоками, в сбережении всех видов ресурсов. Результаты такого анализа необходимы руководству предприятия для принятия обоснованных финансовых и инвестиционных решений, а также собственникам (акционерам, учредителям), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам и другим лицам, заинтересованным в успешной работе предприятия.
Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится прежде всего к изменениям в составе и структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.
Локальные цели финансового анализа: - определение финансово-экономического состояния предприятия;
выявление изменений финансового состояния в пространственно-временном разрезе;
определение основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
прогноз основных тенденций финансового состояния. [12, C. 158]
Следовательно, определение цели - приоритетная стадия финансового анализа. Правильно поставленная цель избавляет аналитиков от излишних аналитических процедур. Установив цель, аналитик должен выбрать главные пути ее достижения. Если ставится цель: достижение приемлемой финансовой устойчивости и платежеспособности, то необходимо вычислить соответствующие аналитические коэффициенты, характеризующие финансовую независимость предприятия от внешних источников финансирования, эффективность использования собственных оборотных средств, устойчивый экономический рост.
Для оценки кредитоспособности хозяйствующего субъекта целесообразно определить ликвидность его баланса в прогнозном периоде. В этих целях устанавливают источники погашения кредитов и составляют бюджеты движения денежных средств по балансовому листу на ближайшие кварталы. Отдельные банки осуществляют оценку кредитоспособности заемщиков по соответствующему классу, а также требуют от клиентов представления прогноза движения денежных средств на весь период кредитования.
При оценке инвестиционной привлекательности предприятия - эмитента ценных бумаг целесообразно проведение комплексного финансового анализа по всем параметрам его деятельности: финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности, деловой и рыночной активности.
Выбор цели определяет инструментарий и методику проведения финансового анализа.
Финансового директора интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и прогноз на более отдаленную перспективу.
Альтернативность целей финансового анализа определяет не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации (например, вложение капитала инвесторов в крупномасштабный проект, приобретение крупного пакета акций компании-эмитента, слияние или поглощение данного предприятия и т. д.).
Цели исследования достигаются в результате решения ряда аналитических задач:
- предварительный обзор бухгалтерской отчетности;
характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;
оценка финансовой устойчивости и платежеспособности;
определение показателей оборачиваемости активов и собственного капитала;
характеристика источников средств: собственных и заемных;
оценка движения денежных средств во временном и пространственном аспектах (по предприятию в целом и его подразделениям, филиалам);
анализ прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
принятие на основе финансового анализа управленческих решений;
использование результатов аналитической работы для планирования и прогнозирования основных параметров производственной и коммерческой деятельности (объема производства и продаж, издержек, прибыли, инвестиций и др.). [12, C. 165]
Перечисленные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических, информационных и методических возможностей его осуществления.
Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.
Чтобы принимать решения в сфере производства и сбыта продукции, финансов, инвестиций и инноваций, руководству предприятия необходима систематическая деловая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.