Анализ факторов, влияющих на доходы и расходы предприятия
Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции по данным бухгалтерской отчетности.
По данной методике исследуется влияние на изменение прибыли от реализации факторов, входящих в следующую факторную модель аддитивного типа (по форме №2):
Рр = В - С - КР - УР,
где Рр - прибыль (убыток) от продаж;
В - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
С - себестоимость реализованной продукции;
КР - коммерческие расходы;
УР - управленческие расходы.
Рр = 3462 - 2403 - 723 - 0 = 336 тыс. руб.
Методика включает следующие шаги:
). Расчет влияния фактора «выручка от реализации».
При проведении факторного анализа необходимо учесть влияние инфляции. Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
В1 = ,
где В1 - выручка от реализации в сопоставимых ценах;
В1 - выручка от реализации продукции в отчетном периоде;- индекс цены.
В1 = = 30100 тыс. руб.
Влияние на прибыль от реализации изменения выручки от реализации (исключая влияние изменения цены) можно рассчитать по формуле:
Рр(В) = ,
где - изменение прибыли от реализации под влиянием фактора выручка;
В1 и В0 - выручка от реализации в отчетном (1) и предыдущих (0) периодах;
- влияние изменения цены
B’ - выручка в сопоставимых ценах
- рентабельность продаж предыдущего периода.
Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле:
= %
Найдем рентабельность:
= % = 4,8 %
Определим изменение прибыли от реализации под влиянием фактора выручка:
Pp(В) = = 480,5 тыс.руб.
). Расчёт влияния фактора «цена».
Для определения степени влияния изменения цены на продукцию на изменение суммы прибыли от реализации необходимо сделать следующий расчёт:
DPp(ц) = = 210,7 тыс.руб.
). Расчёт влияния фактора «себестоимость реализации» проводится по формуле:
,
где УС1 и УС0 - соответственно уровни себестоимости в выручке отчетного и предшествующего периода.
DPp(с) = 34620 х (24030/34620 - 14050/19990) = - 300,3 тыс.руб.
). Расчет влияния фактора «коммерческие расходы»:
где УКР1 и УКР0 - соответственно уровни коммерческих расходов в выручке отчетного и предшествующего периода.
DPp(кр) = 0
). Расчет влияния фактора «управленческие расходы»:
где УУР1 и УУР0 - соответственно уровни коммерческих расходов в выручке отчетного и предшествующего периода.
DPp(ур) = 34620 х (7230/34620 - 4980/19990) = - 1390,5 тыс.руб.
Проверим правильность расчетов, просуммировав влияние на прибыль от продаж всех факторов:
(480,5 + 210,7 - (- 300,3) - 0 - (- 1390,5)) = 2400 тыс.руб.
Влияние остальных показателей-факторов от прочей и внереализационной деятельности на сумму балансовой прибыли можно определить методом балансовой увязки, так как факторная модель прибыли отчётного периода аддитивного вида. Влияние фактора определяется по колонке 6 таблицы 3.3 (абсолютное отклонение).
Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли и соответственно учесть их влияние.