Анализ рентабельности
Доходность хозяйствующего объекта (рентабельность) характеризуется относительными и абсолютными показателями.
Абсолютный показатель-сумма прибыли или доходов хозяйствующего субъекта.
Относительный показатель-уровень рентабельности. Рентабельность определяется %-ым отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции:
Р= П/издержки*100%
Для того, чтобы определить рентабельность необходимо вычислить чистую прибыль, которая остаётся у предпринимателя после различных выплат.
Р=Пбал / Фсросн + Фср об *100%
На доходность хозяйствующего субъекта влияют:
. объём выручки от реализации продукции
. уровень себестоимости
. доходы от внереализационных операций
. налог на прибыль
. другие налоги, исчисляемые из прибыли
Анализ доходности хозяйствующего субъекта проводится в сравнении с планом и с предшествующим периодом.
Расчётная рентабельность является отношением расчётной прибыли к сумме издержек обращения за отчётный период.
Расчётная прибыль определяется путём уменьшения балансовой суммы прибыли на сумму в пределах разницы, по тарифам на поставки продукции по ценам франко- станциям:
Р=Пбал - ( Фст+ Нд - Нпр) / И
П- прибыль балансовая
Ф- разница на тарифы продукции по ценам франко-станции назначения
Н- не планируемые доходы за отчётный период
И- издержки производства
Данная расчётная рентабельность необходима для анализа деятельности снабжения- сбытовых организаций.
Для анализа эффективности использования материально-технической базы, основой которого являются производственные фонды, используют рентабельность как отношения прибыли к среднегодовой стоимости фондов.
При экономическом анализе для полной оценки финансовых результатов хоз. Деятельности целесообразно использовать одновременно несколько показателей рентабельности:
.Общая рентабельность - отношение балансовой прибыли к издержкам обращения
. Расчётная рентабельность - отношение расчётной прибыли к издержкам обращения
.Рентабельность как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств
.Как отношение прибыли к общему объёму реализации товаров через склады или из мелкооптовых магазинов
.Как отношение прибыли к издержкам обращения по товарным группам
Такой методический подход к анализу рентабельности позволяет детализировать и раскрывать причины тех или иных отклонений, оценить достижения и выявить недостатки, наметить необходимые мероприятия, направленные на дальнейшее повышение экономической эффективности производства.
Таблица №8
Показатели |
Базовый год |
Текущий год |
Отклонения |
1. Выручка |
97,1 |
100,4 |
3,3 |
2. Прибыль от реализации |
16,18 |
16,73 |
0,55 |
3.Прибыль от ЖКХ |
1,94 |
2,01 |
0,07 |
4.Внереализационная прибыль |
6,94 |
7,14 |
0,2 |
Прибыль от реализации продукции = выручка/6
Прибыль (убыток) от ЖКХ = выручка/50(+)
Внереализационная прибыль = выручка/14
RИМ(0)=16,18+1,94+6,94/21,95*100%=114%
RИМ(1)=16,76+2,01+7,14/21,825*100%=118%
Вывод:
Прибыль от реализации в течение года увеличилась на 0,55т.р.
Прибыль от ЖКХ в течение года увеличилась на 0,07т.р.
Внереализационная прибыль в течение года увеличилась на 0,2т.р.