Анализ финансовых результатов деятельности организации
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговая палата, промышленные ассоциации или правительство публикуют информацию о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.
Таблица 2.15 - Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)
Коэффициент |
Формула расчета | |
Рентабельность продаж |
Прибыль от продаж / Выручка от продаж × 100 % |
стр. 050 (ф. 2) / стр. 010 (ф. 2) × 100 % |
Чистая рентабельность |
Чистая прибыль / Выручка от продаж × 100 % |
стр. 190 (ф. 2) / стр. 010 (ф. 2) × 100 % |
Экономическая рентабельность |
Чистая прибыль / Средняя стоимость активов × 100 % |
стр. 190 (ф. 2) / стр. 300 (ф. 1) × 100 % |
Рентабельность собственного капитала |
Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала × 100 % |
стр. 190 (ф. 2) / стр.490 (ф. 1) × 100 % |
Рентабельность перманентного капитала |
Чистая прибыль / (Средняя стоимость собственного капитала + Средняя стоимость долгосрочных обязательств) × 100 % |
стр. 190 (ф.2) / (стр. 490 + стр. 590 (ф.1)) × 100 % |
Показатели прибыльности ООО «Горизонт» за 2009 годы представлены в таблице 2.16.
Таблица 2.16 - Показатели рентабельности ООО «Винсо СВ», %
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение | |
увеличение, (+) |
уменьшение,(-) | |||
Рентабельность продаж (Р1) |
0,4 |
2,7 |
2,3 |
- |
Чистая рентабельность (Р2) |
-3,07 |
2,12 |
5,19 |
- |
Экономическая рентабельность (Р3) |
-1,6 |
3,2 |
4,8 | |
Рентабельность собственного капитала (Р4) |
130,2 |
20,9 |
- |
109,3 |
Рентабельность перманентного капитала (Р5) |
130,2 |
20,9 |
- |
109,3 |
Рентабельность продаж показала, что в 2009 году на один рубль выручки организация получала 40 копеек прибыли, а в 2010 году эта сумма увеличилась и составила 2,7 рубля, что связанно с увеличением спроса на продукцию. Аналогична тенденция изменения рентабельности всего капитала. Самый общий показатель - экономическая рентабельность, отвечающий на вопрос, сколько прибыли хозяйствующий субъект получает в расчете на 1 рубль своего имущества, так же увеличилась и в 2010 г.достигла 3,2 рубля. Сумма чистой прибыли, заработанная каждой единицей, вложенной собственником организации, снизилась на 109,3%.