wwwGreatFin
Большие финансы

Местный бюджет, его роль в территориальной экономике. Местные налоги, уплачиваемые предприятиями

Положение местного самоуправления в системе российской государственности и гражданского общества требует от государства законодательных гарантий и закрепления обязанности органов государственной власти обеспечить надлежащие условия его развития, что, в свою очередь, предполагает право муниципальных образований на достаточные собственные финансовые ресурсы. Наличие достойного финансового обеспечения является важнейшим практическим воплощением конституционных гарантий самостоятельности и независимости любых публично - правовых образований, в том числе и муниципальных. Без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.

Между тем практика показывает, что в настоящее время в результате проводимых в Российской Федерации бюджетной и налоговой реформ финансовая основа местного самоуправления существенно ослаблена. Одной из основных проблем местного самоуправления в настоящее время является несоответствие имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления финансовых ресурсов исполняемым ими полномочиям [46].

Более 90 процентов налоговых доходов местных бюджетов формируются за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. С вступлением в силу Налогового кодекса Российской Федерации доходы местных бюджетов от местных налогов составляют менее 3 % всей доходной части. Дотационность местных бюджетов без гарантий получения планируемых дотаций ведет к финансовой нестабильности, делает невозможным перспективное планирование экономического и социального развития на муниципальном уровне и, что самое главное, порождает незаинтересованность органов местного самоуправления в наращивании собственного доходного потенциала и экономии бюджетных расходов. Если усилия в этом направлении будут приводить не к улучшению качества жизни населения на муниципальной территории, а к сокращению объема дотаций от государства, то иждивенческая позиция местной власти становится вполне оправданной.

В тоже время во многих развитых странах Запада местные налоги являются одним из основных источников доходов органов местного самоуправления. В Канаде местные налоги составляют около 75 %доходов местных органов самоуправления, в США - около 60 процентов, Великобритании - 30-40 процентов [5].

Исходя из вышесказанного, в первую очередь для повышения эффективности системы местного налогообложения, в первую очередь, следует искать решение вопросов минимальной обеспеченности местных бюджетов. Как один из возможных способов их решения следует рассмотреть принципы закрепления отдельных налогов и сборов за местными уровнями. В целях упрощения налоговой системы необходимо также при этом реализовывать принцип «один налог - один бюджет» в соответствии с которым каждый налог должен целиком поступать в бюджет определенного уровня, а вопросы перераспределения доходов должны решаться с помощью трансфертов. Такой подход позволяет создать условия для резкой активизации налоговых усилий соответствующих властей на основе заинтересованности в увеличении базы налогообложения [35].

В частности, следует «переместить» некоторые региональные налоги в перечень местных. Учитывая мировой опыт, а также большую долю налоговых поступлений этим налогом должен быть налог на доходы физических лиц. При этом необходимо, чтобы этот налог платился по месту жительства граждан, то есть по месту получения ими бюджетных услуг. Все проблемы взаимоотношения муниципалитетов, когда гражданин работает на территории одного муниципалитета, а живет на территории другого, тоже будут решены.

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ каменское Гау ро «лес» И ЕГО НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7