Роль местных бюджетов в финансовой системе
Местные бюджеты в Российской Федерации функционируют на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на местном уровне. К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Налоговый кодекс и Решения представительных органов власти муниципального образования. Законодательное регулирование местных бюджетов на сегодняшний день очень слабо работает на практике. Очень много проблем в этой области, которых в скором времени нужно решить.
Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, отчислении от региональных и федеральных налогов и сборов, а так же от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и неналоговых доходов. Во всех поступлениях преобладают безвозмездные поступления. Это говорит о зависимости от вышестоящего бюджета, что не является хорошим показателем. Так, в городе Казани преобладают безвозмездные поступления, которые составляют в среднем за рассматриваемый период 48 %, а в доходах Набережных Челнов налоговые доходы, в среднем на их долю приходится 47 %. Анализ бюджетов районов Республики Татарстан показали, что являются зависимыми от бюджетов вышестоящих уровней, так в Актанышском районе доля безвозмездных перечислении составила 83 %, в Чистопольском районе 63 %. Анализ доходов бюджетов поселений показал, что Альметьевское сельское поселение является зависимым, в доходах безвозмездные поступления составляют в доходах 91 %, а Большекачкинское сельское поселение собирает налоговые доходы в размере 85,10 %, что является лучшим показателем.
Россия перешла к принятому в большинстве развитых стран бюджетному устройству, предусматривающему независимость местных бюджетов. Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается, во-первых, тем, что они утверждаются и исполняются соответственно представительными и исполнительными органами местного самоуправления, во-вторых, наличием собственных источников доходов, в-третьих, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств. Тем не менее, местные бюджеты не автономны и являются звеном консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В этом смысле они составляют часть бюджетной системы. Местные бюджеты формируются за счет доходов, но также они имеют и соответствующие расходы. К доходам местных бюджетов относят денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. А к расходам местных бюджетов относят - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.
Расходы местных бюджетов - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции местного самоуправления. В целом расходы бюджетов муниципальных образований включают расходы, связанные с решением вопросов местного значения, расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга. В местных бюджетах Республики Татарстан преобладают в первую очередь расходы на образование, при чем в городе Набережные Челнах в удельном весе их больше - 44 % в среднем, а в городе Казани на их долю приходиться за 2006-2008 года в среднем 31,5 %, а в 2008 году наблюдается резкое снижение. Далее по величине удельного веса идут расходы на ЖКХ, здравоохранение, культуру и на социальную политику.