Порядок финансирования федеральных целевых программ
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении РФ.
В работе с целевыми программами выделяют следующие этапы:
отбор проблем для программной разработки;
принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
экспертиза и оценка целевой программы;
утверждение целевой программы;
управление реализацией целевой программы;
контроль за ходом ее выполнения.
Подготовка и разработка проектов целевой программы и концепции решения программной проблемы осуществляются по решению Правительства РФ.
Утвержденные целевые программы реализуются за счет:
Средств Федерального бюджета;
Привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников;
Средств бюджетов субъектов РФ.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ относятся:
Взносы участников реализации программ;
Целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;
Кредиты банков;
Средства фондов и общественных организаций;
Средства зарубежных инвесторов.
Для целевого финансирования программ из федерального бюджета Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) совместно с Министерством финансов РФ (МФ) с привлечением государственных заказчиков, в сроки, устанавливаемые для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год, направляют в Правительство РФ предложения по перечню федеральных целевых программ, принимаемых к финансированию, и объемах их финансирования. С этой целью государственные заказчики целевых программ уточняют объемы необходимых средств для финансированию программ в очередном году и предоставляют проекты бюджетных заявок с их обоснованиями.
Рисунок 5 - Схема прохождения бюджетных заявок на финансирование федеральных целевых программ.
Реализация целевых программ осуществляется на основе государственных контрактов. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает контроль со стороны государственного заказчика за ходом выполнения работ.