Источники финансирования образовательных учреждений
Помимо бюджетного и внебюджетного финансирования, также существуют несколько других видов финансового обеспечения:
. Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации.
Результаты такой работы могут быть:
а) Потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;
б) Получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т.п., который может быть в дальнейшем реализован, что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен «в запас, в задел» и т.п.
Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее это следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг. Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием своих собственных работ [22, с. 174].
. Многоуровневое финансирование. Применяется в тех случаях, когда финансирование тех или иных мероприятий или учреждений образования осуществляется из бюджетов различных уровней. В тех случаях, когда применяется термин многоканальное финансирование, то имеется в виду, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования различных уровней, но и разные виды внебюджетных средств [32, с. 10].
. Вексельный способ финансирования учреждений образования. Ему предшествует поступление в бюджет векселей различных предприятий и банков в условиях недостатка средств платежа. Финансовые органы передают поступающие векселя в качестве финансирования органам управления образованием. Векселя передаются по определенной номинальной стоимости с указанием конкретных сроков погашения.
Получив вексель, орган управления может:
продать вексель на рынке ценных бумаг, потеряв часть номинальной стоимости;
взять в банке ссуду под залог векселя, уплатив проценты за пользованием ссудой;
передать вексель подведомственному образовательному учреждению для оплаты расходов по выполненным работам и оказанным услугам или самостоятельно оплатить эти работы или услуги, выполненные в интересах образовательного учреждения (например, за коммунальные услуги или ремонт помещений);
дождаться погашения векселя и предъявить его на погашение.
Передача векселя от одного векселедержателя другому оформляется соответствующим договором, актом приема-передачи векселя с указанием номинальной стоимости, серии и номера ценной бумаги и занесением в вексель наименования нового владельца. С возрастанием срока обращения векселя снижается его рыночная стоимость в сравнении с номинальной величиной. Дисконтирование при реализации векселя может достигать 30-40% от его номинальной стоимости. При получении денежных средств по векселю дальнейшее распределение средств идет аналогично традиционному порядку финансирования в денежной форме.
Вариант вексельной формы осуществления финансирования по своей сущности близок к системе взаимозачетов, возникающей как средство сокращения неплатежей. При реализации финансирования методом взаимозачетов заключался договор между кредитором образовательного учреждения, органом управления образованием и финансовым органом.
Участие образовательного учреждения в заключении договора в качестве одной из сторон возможно, но необязательно. Если образовательное учреждение представляет собой полноправное юридическое лицо на правах хозяйственной самостоятельности, после проведения взаимозачета оно получает от органа управления образованием уведомление о финансировании методом взаимозачета [18, с. 44].