Методика оценки использования прибыли предприятия
- уровень коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах;
- выручка от продаж в отчетном и базисном периодах.
4. Расчет влияние фактора «Управленческие расходы».
(4)
где - изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продаж;
, - управленческие расходы в отчетном и базисном периодах;
- уровень управленческих расходов в отчетном и базисном периодах;
- выручка от продаж в отчетном и базисном периодах.
5. Совокупное влияние факторов должно дать общее изменение суммы прибыли от продаж - абсолютное изменение прибыли и может быть вычислено по формуле:
∆П = ∆П(В) - ∆П(С) - ∆П(К) - ∆П(У) (5)
Как отмечалось выше, на прибыль от продаж влияют выручка и себестоимость. Однако выручка, в свою очередь, зависит от объема продаж, отпускных цен на продукцию, а себестоимость - от цен на сырье и материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня материальных и трудовых затрат. Поэтому при анализе прибыли от основной деятельности важно просчитать влияние и этих факторов.
Факторы цены и объема реализации продукции оказывают прямое влияние на изменение прибыли, т.е. рост цены и объема реализации увеличивает прибыль - это факторы «прямого действия». Факторы себестоимости, управленческие и коммерческие расходы оказывают обратное влияние - это факторы «обратного действия».
Для расчета влияния ценовых факторов необходимо знать изменение цен на продукцию, сырье, материалы, которое отражается индексом изменения ценили отношением цены в отчетном периоде к цене прошлого периода
(6)
где - индекс изменения цен;
- цена единицы продукции, сырья, материалов в отчетном периоде;
- цена единицы продукции, сырья, материалов в прошлом периоде.
В ходе анализа просчитываются выручка и себестоимость в сопоставимых ценах, т.е. базисного периода. Для этого фактическая выручка (себестоимость) отчетного периода в действующих ценах делиться на индекс изменения цен
(7)