Требования к организации финансового контроля
Естественно, что, раскрывая тему организации финансового контроля необходимо отметить основные требования к его организации, система которых представлена на рисунке 3.
Рис. 3 Требования к организации финансового контроля
. Требование информационной обеспеченности. Для формирования и представления качественной контрольной информации органу финансового контроля или контролеру в свою очередь необходима качественная информация о реальном состоянии или действии контролируемого объекта. Степень необходимости информации должна определяться самим органом финансового контроля. Так государственным контролерам должно формально предоставляться право доступа к любой необходимой для контроля информации независимо от стадии ее формирования или прохождения (в том числе к проектам документов, черновым и беловым схемам, первичным бухгалтерским документам, учетным регистрам, отчетам, организационно-распорядительной документации, документам по переписке или корреспонденции, справкам, расчетам и т.п.), право беспрепятственного доступа в любые помещения (в том числе на склады, в хранилища, производственные помещения и т.д.), право изъятия документов в случае необходимости, а также опечатывания объектов в установленном в законодательных актах порядке, право на проведение специальных расследований по фактам нарушений и т.д. В свою очередь должностные лица проверяемых субъектов обязаны создавать все условия для нормальной работы контролеров, препятствование же деятельности последних в какой-либо форме должно влечь за собой строгую ответственность. Кконтролер также должен иметь право требовать у сотрудников проверяемых организаций письменных и устных объяснений по любым, интересующим его вопросам, которые имеют отношение к его контрольной деятельности. Необходимо регламентировать порядок действий при получении информации у сотрудников проверяемых организаций, так как контрольные процедуры не должны отвлекать без необходимости, препятствовать или мешать должному исполнению этими сотрудниками своих непосредственных обязанностей и порядку деятельности проверяемой организации. Таким же образом государственным контролерам должно предоставляться право получать необходимую информацию от третьих лиц. Все эти вопросы соответственно должны быть закреплены в нормативно-правовом порядке.
Например, ревизорам же Счетной палаты Франции по требованию должны быть предоставлены любые документы по финансовым операциям даже если они содержат секретные сведения, в том числе по вопросам государственной безопасности, национальной обороны, международных дел. А Ведомству финансового контроля Швейцарии законом предоставлено право доступа к информации (включая личные дела) совершенно секретного характера. При этом особо оговаривается, что гарантированная в любом случае тайна почтовой и телеграфной переписки, а также ведомственный регламент не могут служить для государственных органов основанием для отказа в предоставлении финансовым контролерам подобных сведений.
В то же время законодательство, регулирующее финансовый контроль, должно содержать нормы о персональной ответственности контролеров за распространение секретной информации, разглашение государственной и коммерческой тайны.
. Требование соответствия контролирующей и контролируемой систем. Степень сложности финансового контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Естественно, необходимо, чтобы адекватность была достигнута в главном, в принципиальном, чтобы звенья финансового контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы его объектов.
. Требование постоянства и комплексности. Постоянное адекватное функционирование органов финансового контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений, а также своевременно их выявлять. В то же время, постоянный контроль одних и тех же объектов (организаций) будет не только осложнять их текущую деятельность, но и весьма затратным. Поэтому, чтобы обеспечить постоянство в финансовом контроле, вопрос решается установлением периодичности ревизий и проверок.
Требование комплексности означает, что объекты различного типа для целостного представления об их состоянии (функционировании) должны быть охвачены комплексным контролем. Не будет полного и адекватного представления об объекте, если сосредоточить контроль только над относительно узким кругом его вопросов. Иными словами, необходимо сочетание тематического и комплексного контроля. Требование комплексности подразумевает также необходимость охвата контролем всех основных объектов (в течении определенного отчетного периода).
. Требование подконтрольности каждого субъекта финансового контроля. Выполнение контрольных функций каждого субъекта финансового контроля должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту финансового контроля, без какого бы то ни было дублирования. Например, качество работы органов финансового контроля исполнительной власти (в частности, контроль в рамках бюджетного процесса) должно проверяться Счетной палатой РФ, качество же работы последней - соответствующими парламентскими комитетами. Все органы финансового контроля должны соответствующим образом отчитываться за свою деятельность (т.е. быть подотчетными на предмет качества выполнения своих функций).