wwwGreatFin
Большие финансы

Совершенствование межбюджетных отношений в Республике Казахстан

В поиске оптимальных форм функционирования рыночных механизмов, лежащих в основе экономики, Республика Казахстан во многом достигла успешных результатов. Эффективность проводимых преобразований общественно-экономической жизни непосредственно увязана с наиболее полным и рациональным использованием возможностей государственных финансовых инструментов управления и регулирования.

Развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы страны. Роль, место и значение финансовых, кредитных бюджетных отношений в развитии государства очевидны, поскольку от состояния этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.

Вместе с тем, реформирование всей финансовой системы Республики Казахстан обусловило коренную перестройку ее основного звена - бюджетной системы. Логическим продолжением ее реформирования стала разработка и принятие нового бюджетного законодательства - Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года, введенного в действие с 1 января 2005 года.

Важнейшим стратегическим приоритетом государственного регулирования экономики является целенаправленное формирование и использование финансового потенциала. В условиях обеспечения устойчивой экономики решение социально-экономических задач требуют качественно нового ресурсного подхода, отражающего с одной стороны, интенсивное развитие рыночной инфраструктуры, а с другой - сохранение функциональной значимости общественного сектора.

Большую роль в стратегическом обновлении финансового пространства играет государство, в ведении которого находится особо важная часть финансового потенциала - бюджетные ресурсы. В современных условиях, бюджет - основной инструмент воздействия государства на рост экономики и жизненного уровня населения [1, с. 3].

Государственный бюджет - это основной финансовый план формирования и расходования денежных средств. Для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет объединяет республиканский и местные бюджеты. Государственный бюджет, как основное звено финансовой системы, представляет собой централизованный денежный фонд, находящийся в ведении правительства, которое, реализуя, финансовую стратегию государства на конкретный период исторического развития осуществляет распределение бюджетных ресурсов. При этом формируется совокупность организационных структур по отдельным ресурсным направлениям, которая образует бюджетную систему.

Проводимая в жизнь бюджетная политика в Республики Казахстан строится в последние годы на повышение сбалансированности межбюджетных отношений. Бюджетные отношения ориентированы на выполнение приоритетов, обеспечивающих максимальную концентрацию финансовых ресурсов на региональном уровне, и погашении государственного долга в целях накопления средств, для дальнейшего экономического роста. За последние годы в бюджетной системе республики произошли определенные изменения, касающиеся структуры доходов и расходов бюджета, источников финансирования его дефицита. Тем не менее, система межбюджетных отношений находится еще на стадии становления и до сих пор продолжаются поиски нахождения оптимального механизма, с учетом особенностей социально-экономического развития отдельных регионов страны.

Вопросы разграничения властных полномочий между различными уровнями бюджетной системы относятся к наиболее значимым на современном этапе развития бюджетной системы Республики Казахстан. В настоящее время, в реформировании бюджетной системы имеется ряд проблемных вопросов. Это отсутствие стабильности в распределении расходов и доходов, межбюджетных трансфертов между уровнями бюджетов, неоднократные изменения функций уровней управления, необеспеченность их бюджетными ресурсами, изъятие вышестоящими органами излишков средств нижестоящих бюджетов в вышестоящие путем частых уточнений нормативов распределения доходов или размеров межбюджетных трансфертов.

Бюджетная политика государства, ориентированная на устойчивое развитие экономики страны, не может быть успешно реализована без построения эффективной системы межбюджетных отношений, максимально учитывающей экономические, региональные и социальные интересы всех участников бюджетного процесса.

Основные разработки за последние годы сосредоточены на упорядочение межбюджетных отношений между республиканским бюджетом и бюджетами областей и в гораздо меньшей степени - на внутрирегиональном уровне, что не обеспечивает комплексного подхода к решению проблемы [2, стр.3].

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена важностью изучения роли и механизма межбюджетных отношений Республики Казахстан на современном этапе.

Цель дипломной работы - изучение теории и практики развития методов бюджетного регулирования, анализ системы межбюджетных отношений зарубежом и в Казахстане.

Исходя из поставленной цели, были сформированы следующие задачи:

. изучение теоретической основы построения системы межбюджетных отношений;

. рассмотрение эволюции системы межбюджетных отношений в Республике Казахстан;

. рассмотрение мировой практики бюджетного регулирования;

. анализ современного состояния межбюджетных отношений в Республике Казахстан;

. вопросы совершенствования межбюджетных отношений в РК на современном этапе.

В качестве объекта исследования данной дипломной работы выступает система межбюджетных отношений в Республике Казахстан, на современном этапе.

Предметом исследования является межбюджетные отношения между регионами Казахстана.

Теоретической и методологической основой дипломной работы явились научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, Утибаев Б.С., Жуйриков К.К., Мельников В.Д., Нурумов А. законодательные акты РК, Бюджетный кодекс РК, законодательные акты Правительства РК, отчеты Министерства финансов, данные сети интернет.

Структура дипломной работы состоит из введения, основной части - трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе «Теоретические основы формирования и развития межбюджетных отношений» даны основные понятия системы межбюджетных отношений, рассмотрены этапы формирования и развития межбюджетных отношений, изучены зарубежная практика регулирования системы межбюджетных отношений.

Во второй главе «Анализ состояния межбюджетных отношений в Республике Казахстан» проведен анализ современного состояния межбюджетных отношений между регионами республики, исследовано влияние изменений в законодательстве по бюджетному регулированию с учетом международного опыта.

В третьей главе «Совершенствование межбюджетных отношений в Республике Казахстан» озвучены проблемы развития межбюджетных отношений в стране, предложены мероприятия, которые помогут внести положительные изменения в межбюджетные отношения в Республике Казахстан.

1. Теоретические основы формирования и развития межбюджетных отношений государства